leteha (leteha) wrote,
leteha
leteha

Система образования

Я тут увидел суперпопулярный пост
http://starushkalarina.livejournal.com/60329.html
Под ним подписалась куча народа, мой знакомый Шаргунов, а также два моих давних почитателя - Дима Быков и Мариэтта Чудакова.

Прочитав текст обращения я задумался над тем, что за бред предложили наши чиновники от Минобра. Ну, действительно, когда перед образованием стоит вопрос о выживании нации, предлагать УПРОЩЕНИЕ формы без УГЛУБЛЕНИЯ и УСЛОЖНЕНИЯ содержания, а также изменения главной функции современной школы - просто бессмысленно.

Но, слава Богу, наши плакальщики по образованию предложили посмотреть на РЕАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, который отнюдь НЕ является ПРИНЯТЫМ, а есть всего лишь документ для обсуждения. Проект то бишь. Ознакомиться с ним можно здесь.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100

И самое главное. В этом образовательном стандарте НЕТ НИЧЕГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В "ОТКРЫТОМ ПИСЬМЕ". То есть, все, что написано в письме - банальная чушь, если не разводка. В частности, стандартам по предметам "Русский язык и литература", а также "Математика и Алгебра" в данном документе отводится из 70 страниц - 11. То есть, около 15 процентов объема, включая воду и общие слова, посвящены двум базовым предметам.

А всего в этом стандарте
10 страниц отводятся на вводную часть - типа для чего учить и зачем (я, кстати, не согласен с половиной там, но к делу это отношения не имеет).
5 страниц Русскому языку и литературе.
1 страница иностранному языку.
7 страниц общественным наукам, среди которых История, обществознание, география, экономика, право (по страничке на каждую).
6 страниц на Математику и производные - алгербу и информатику (нафига последняя, вообще непонятно, вместо нее ввели бы логику и счастье было бы всеобщее).
5 страниц Физика, химия, билогия, экология.
1 страница ОБЖ.
1 страница физкультура.
1 страница искусство.
1 страница индивидуальный проект.
Все.
Дальше идут требования к структуре общего образования.

Теперь ВНИМАНИЕ.
предлагается то, что мы все всегда тербовали. чтобы полное общее образование было СОЗНАТЕЛЬНЫМ и ПО ВЫБОРУ.

В проекте говорится - 40% - обязаловки и 60% - по выбору.
Конечно, хотелось бы уточнения. К примеру такое: 40% - это русский язык, литра, алгебра и геометрия, а остальное по выбору. Но так как наши образовательные чиновники гуманисты, они вместо этого пишут "по выбору" или "обязательно".

Мне приятно, что в программе есть словосочетание "внеурочная деятельность". К сожалению, только слово, хотя более половины стандарта, ИМХО, должно было бы быть посвящено именно этому вопросу.

Теперь, что именно вызвало возмущение и негодование.

Это страница 56.

Там черным по белому указаны предметы, которые являются НОВЫМИ для 10-11 классов и которые необходимо пройти для того, чтобы выполнить образовательный стандарт. Это "Россия в мире", ОБЖ, итоговый экзамен (индивидуальный проект) и стандартная физкультура, которую требуют преподавать до самых морковкиных заговений, ибо уровень здоровья наших ньютонов низок донельзя.

Дальше все идет на усмотрение ученика, которого авторы системы считают СОЗНАТЕЛЬНЫМ и СОСТОЯТЕЛЬНЫМ человеком, СПОСОБНЫМ решить, что учить ему надо, а что ему не сдалось и в страшном сне.

Я учился примерно по такой системе. В итоге у меня было 16 историй в неделю, 8 литератур, 4 русских языков, 8 иностранных языков, 2 физики, 2 алгебры, 2 геометрии, 1 экология, 1 ОБЖ и 2 физкультуры.

Я хотел быть историком.

Если бы я хотел быть физиком у меня могло бы быть 20 физик, 10 алгебр, 5 геометрий и 1 урок литературы.
++++++++++++++

Далее, буду немного зануден, но это важно.

В тексте обращения к президенту мы можем прочитать:

"1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС".

Так как у нас все привыкли верить на слово, если только не касается вашего же кошелька, то мне пришлось полезть и посмотреть, так ли это. Поскольку я не призываю верить мне на слово, то привожу полностью ту самую 56 страницу:

373.19 КБ

Итак, у нас есть ШЕСТЬ предметных областей, из которых можно выбрать ПО ДВА, а не по дному учебному предмету. Всего выбрать можно СЕМЬ предметов. То есть, выбрать можно ОДНОВРЕМЕННО и алгебру, и литературу, и русский и геометрию и физику и химию и биологию (РОВНО СЕМЬ ПРЕДМЕТОВ). Правда, выбор этот будет выбором крайне глупым, но, тем не менее, он есть. Впрочем, в предложенном варианте, действительно, придется сделать выбор между физикой и химией и билогией. Они относятся к одному образовательному полю (области). То есть, из предложенного автором поста варианта РЕАЛЬНО не подходит под выбор лишь один предмет (естественные науки - тема широкая и всю ее охватить все равно будет невозможно).

Еще раз. Предлагаемый способ позволяет делать тот самый выбор, о котором стенает автор открытого письма и его подписанты. И в этом плане образовательный стандарт не уходит далеко от ныне действующего, хотя и позволяет некоторую СВОБОДУ выбора ученика. Но лишь НЕКОТОРУЮ.

Увы, он не позволяет человеку сконцентрироваться на приоритетных для него предметах, не позволяет, к примеру взять не просто историю, а 6 историй России до 19 века, 8 историй России 20 века, отказавшись, к примеру, от 19 века (век короткий, исторические источники известны, новых интерпретаций почти нет, а на ЕГЭ выступает в качестве отдельного учебника, между прочим). То есть, РЕАЛЬНУЮ специализацию стандарт не дает.

Зато, как оказалось, стандарт дал пищу для интеллигенции, которая, как всегда «Пастернака не читала», но скажет.

В том посту было за 10000 каментов. Сколько из тех прокомментировавших захотят признать свою ошибку? Сколько из подписавшихся отзовут свою подпись и извинятся хотя бы?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →