?

Log in

No account? Create an account

Политические заметки

просто о простом


Previous Entry Share Flag Next Entry
Система образования
терминатор
leteha
Я тут увидел суперпопулярный пост
http://starushkalarina.livejournal.com/60329.html
Под ним подписалась куча народа, мой знакомый Шаргунов, а также два моих давних почитателя - Дима Быков и Мариэтта Чудакова.

Прочитав текст обращения я задумался над тем, что за бред предложили наши чиновники от Минобра. Ну, действительно, когда перед образованием стоит вопрос о выживании нации, предлагать УПРОЩЕНИЕ формы без УГЛУБЛЕНИЯ и УСЛОЖНЕНИЯ содержания, а также изменения главной функции современной школы - просто бессмысленно.

Но, слава Богу, наши плакальщики по образованию предложили посмотреть на РЕАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, который отнюдь НЕ является ПРИНЯТЫМ, а есть всего лишь документ для обсуждения. Проект то бишь. Ознакомиться с ним можно здесь.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100

И самое главное. В этом образовательном стандарте НЕТ НИЧЕГО, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В "ОТКРЫТОМ ПИСЬМЕ". То есть, все, что написано в письме - банальная чушь, если не разводка. В частности, стандартам по предметам "Русский язык и литература", а также "Математика и Алгебра" в данном документе отводится из 70 страниц - 11. То есть, около 15 процентов объема, включая воду и общие слова, посвящены двум базовым предметам.

А всего в этом стандарте
10 страниц отводятся на вводную часть - типа для чего учить и зачем (я, кстати, не согласен с половиной там, но к делу это отношения не имеет).
5 страниц Русскому языку и литературе.
1 страница иностранному языку.
7 страниц общественным наукам, среди которых История, обществознание, география, экономика, право (по страничке на каждую).
6 страниц на Математику и производные - алгербу и информатику (нафига последняя, вообще непонятно, вместо нее ввели бы логику и счастье было бы всеобщее).
5 страниц Физика, химия, билогия, экология.
1 страница ОБЖ.
1 страница физкультура.
1 страница искусство.
1 страница индивидуальный проект.
Все.
Дальше идут требования к структуре общего образования.

Теперь ВНИМАНИЕ.
предлагается то, что мы все всегда тербовали. чтобы полное общее образование было СОЗНАТЕЛЬНЫМ и ПО ВЫБОРУ.

В проекте говорится - 40% - обязаловки и 60% - по выбору.
Конечно, хотелось бы уточнения. К примеру такое: 40% - это русский язык, литра, алгебра и геометрия, а остальное по выбору. Но так как наши образовательные чиновники гуманисты, они вместо этого пишут "по выбору" или "обязательно".

Мне приятно, что в программе есть словосочетание "внеурочная деятельность". К сожалению, только слово, хотя более половины стандарта, ИМХО, должно было бы быть посвящено именно этому вопросу.

Теперь, что именно вызвало возмущение и негодование.

Это страница 56.

Там черным по белому указаны предметы, которые являются НОВЫМИ для 10-11 классов и которые необходимо пройти для того, чтобы выполнить образовательный стандарт. Это "Россия в мире", ОБЖ, итоговый экзамен (индивидуальный проект) и стандартная физкультура, которую требуют преподавать до самых морковкиных заговений, ибо уровень здоровья наших ньютонов низок донельзя.

Дальше все идет на усмотрение ученика, которого авторы системы считают СОЗНАТЕЛЬНЫМ и СОСТОЯТЕЛЬНЫМ человеком, СПОСОБНЫМ решить, что учить ему надо, а что ему не сдалось и в страшном сне.

Я учился примерно по такой системе. В итоге у меня было 16 историй в неделю, 8 литератур, 4 русских языков, 8 иностранных языков, 2 физики, 2 алгебры, 2 геометрии, 1 экология, 1 ОБЖ и 2 физкультуры.

Я хотел быть историком.

Если бы я хотел быть физиком у меня могло бы быть 20 физик, 10 алгебр, 5 геометрий и 1 урок литературы.
++++++++++++++

Далее, буду немного зануден, но это важно.

В тексте обращения к президенту мы можем прочитать:

"1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС".

Так как у нас все привыкли верить на слово, если только не касается вашего же кошелька, то мне пришлось полезть и посмотреть, так ли это. Поскольку я не призываю верить мне на слово, то привожу полностью ту самую 56 страницу:

373.19 КБ

Итак, у нас есть ШЕСТЬ предметных областей, из которых можно выбрать ПО ДВА, а не по дному учебному предмету. Всего выбрать можно СЕМЬ предметов. То есть, выбрать можно ОДНОВРЕМЕННО и алгебру, и литературу, и русский и геометрию и физику и химию и биологию (РОВНО СЕМЬ ПРЕДМЕТОВ). Правда, выбор этот будет выбором крайне глупым, но, тем не менее, он есть. Впрочем, в предложенном варианте, действительно, придется сделать выбор между физикой и химией и билогией. Они относятся к одному образовательному полю (области). То есть, из предложенного автором поста варианта РЕАЛЬНО не подходит под выбор лишь один предмет (естественные науки - тема широкая и всю ее охватить все равно будет невозможно).

Еще раз. Предлагаемый способ позволяет делать тот самый выбор, о котором стенает автор открытого письма и его подписанты. И в этом плане образовательный стандарт не уходит далеко от ныне действующего, хотя и позволяет некоторую СВОБОДУ выбора ученика. Но лишь НЕКОТОРУЮ.

Увы, он не позволяет человеку сконцентрироваться на приоритетных для него предметах, не позволяет, к примеру взять не просто историю, а 6 историй России до 19 века, 8 историй России 20 века, отказавшись, к примеру, от 19 века (век короткий, исторические источники известны, новых интерпретаций почти нет, а на ЕГЭ выступает в качестве отдельного учебника, между прочим). То есть, РЕАЛЬНУЮ специализацию стандарт не дает.

Зато, как оказалось, стандарт дал пищу для интеллигенции, которая, как всегда «Пастернака не читала», но скажет.

В том посту было за 10000 каментов. Сколько из тех прокомментировавших захотят признать свою ошибку? Сколько из подписавшихся отзовут свою подпись и извинятся хотя бы?


именно по поводу образования и того паникующего письма я с вами согласен, я тоже вчитался в письмо, вчитался во что предлагается - и я даже не понял возмущения письмесантов.

действительно, там чуточку проблема в углублении естественно-научных предметов (но, вообще, если думать через призму поступления в вуз - не бывает такого, чтобы и физику и биологию и химию в один вуз требовали), и через призму математики (нельзя взять сразу 3 - алгебру геометрию информатику), но в целом идея некой специализации чуть ранее, чем в вузе - она реализована.

я думаю,
1) в письме и у подписавшихся больше скорее протест против общего черезжопного оптимизационного бюджетосэконамливающего подхода властей
или
2) или просто люди сравнивают "как было всегда" и "как предлагается", и им кажется это некомфортным. весь мир живет в специализациях, а у нас вот сразу про все всегда было.

1. математика, физика, химия, биология, история и литература - даются в рамках необходимого общеобразовательного минимума. Просто чтобы не быть дикарем.


и если для работы политтихнологом не нужна физика -это еще ничего не значит. Для Вашей работы мозг вообще не нужнен

да, я заметил, что некоторые мои комментаторы страдают окостенением головного мозга. но это бывает.
хотя и не проходит.

К письму старушкилариной отнесся скептически чисто из-за списка подписантов. Хотя вашего Фурсенку я бы с большим удовольствием отправил бы в ту же корзину. А по существу дела, я не уверен, что до 11го класса действительно нужна столь радикальная специализация. Мало кто в этом возрасте понимает, кем же он на самом деле будет. А столь радикальная специализация снижает шансы молодых людей на выживаемость в нашем очень быстро меняющимся мире.

Русские язык и литература - обязательные?

Если нет, то дело намечено к развалу России.
Я даже ничего не говорю о том, что учиться будут среди прочих и будущие террористы.

... ученика, которого авторы системы считают СОЗНАТЕЛЬНЫМ и СОСТОЯТЕЛЬНЫМ человеком...

Очепятка конечно смешная, но рекомендую поправить на "самостоятельным", пока вас тут доброжелатели не растерзали

Дальше все идет на усмотрение ученика, - не будет этого ... директор и его коллектив сделает всё от него возможное, что бы "направить" поток на те профильные предметы, которые обеспечат школе наибольшую успеваемость в целом ... и отчасти будут правы, не мучать же детей литературой в исполенении безальтернативной Зульфии Рахимовны, максимум читающей в оригинале Гамзатова или снижать часы физику, которому через 2-3 года на пенсию

Я может быть плохо читаю, но
>В тексте обращения к президенту мы можем прочитать:
>
>"1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик >(впрочем, из одной любой области можно выбрать 2 (два)). Это означает, что выбрать и русский язык, и >литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и >химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС".
я не вижу где ошиблись авторы письма.
Если человек выбрал русский и литературу, то из оставшихся пяти областей он сможет взять только по одному предмету. И ему придется отказаться или от физики или от химии или от биологии

вы ПЛОХО читаете.

Физика, химия, биология - три предмета из одной области выбрать нельзя. Просто считать не умеешь или тебя по новому плану обучали?

Советую послушать передачу на Эхе с участием автора письма Сергеем Волковым.
"Родительское собрание" в прошедшие выходные.

Вот люди и протестуют против того, что "вы все всегда требовали". Потому что не всем же быть проправительственными журналистами... А подробные аргументы против того, чему вы так радуетесь, в сети изобильны.

Вдумчивый анализ нового образовательного стандарта http://users.livejournal.com/_lord_/1543302.html

По опыту работы: для большинства гуманитарных московских ВУЗов нужен ЕГЭ по обществознанию. Следовательно, выбирается обществознание с экономикой либо правом, а история - мимо. Технари выберут географию (она проще) и право (оно понятнее, всё разложено по полочкам, ясно, как учить, а думать не надо). История снова мимо.
И школа растит манкуртов...

Во первых в ваих рассуждениях ошибка:
в стандарте написано: "реализация учебного плана обеспечивается выбором одного (двух) предметов из КАЖДОЙ предметной области.
Если Вы в КАЖДОЙ области выбираете по одному предмету, то ДВА предмета можно выбрать только в одной предметной области, и изучить и алгебру и геометрию и литературу и русский человек не сможет.
Так что неправильно написали Вы.
Во вторых, очень вероятно, что в реальной жизни школы не смогут предоставить даже того выбора, который описан в стандарте: где то не будет хватать учителей, где-то еще каких-то возможностей, и в большинстве случаев выбор будут делать не дети, а администрация школы за детей.
В третьих зачем учить детей курсу "место России в мире" вообще не понятно, когда у нас великая история и культура, изучая которой можно и так отлично понять место россии в мире. Патриотизму нельзя научить, и это даст только обратный эффект.
И в четвертых, у нас великая культура и великая история и без знания этих предметов граждан воспитать невозможно. А без знания основ математики и физики невозможно воспитать логически мыслящего человека.
В пятых в большинстве школ урок ОБЖ является полной профанацией, которая ничему не учит, и составители стандарта это прекрасно ждали.
Так что стандарт нужно срочно переделывать, чтоб не позориться!!!

>Если Вы в КАЖДОЙ области выбираете по одному предмету, то ДВА предмета можно выбрать только в одной предметной области, и изучить и алгебру и геометрию и литературу и русский человек не сможет

Сможет. Там 6 область - курс по выбору. Т.е. на 5 реальных областей знания (искусство - это для особо желающих) 7 возможных предметов. Берите русский и литературу + математику и геометрию + 1 иностранный + экономику + физику. Хотя для "технаря" логичней вмесчто русского и литературы логичней взять базовый курс русская словестность, и вместо этого докинуть к физике ещё и химию. А "гуманитарию" - наоборот, взять углублённо историю и обществознание и ограничится базовым уровнем естествознания.

Что-то отдаленно напоминающее правду. Не более.

Без чтения открытага пейсьма мало что понятно.

Мне все эти пляски вокруг "сколько предметов надо, а сколько не надо" напоминают мазанье зеленкой гангрены. Почти никому оно нахрен не нужно, это образование. Потому, что получаешь любой диплом и идешь в торговцы, там всему научат, всего-то делов. Промышленности и науки нет, поэтому крепко образованные кадры никому не нужны и не будут нужны в обозримом будущем.